andreev_org (andreev_org) wrote,
andreev_org
andreev_org

Categories:

Россия: от Соловков до Волгограда на автомобиле. Часть 4



Продолжение рассказа о путешествии по России.

- собор, который рухнул
- моя полиция меня бережет
- всероссийская солонка



Содержание:

Часть 1-я: прилет в Россию

- дорога из Москвы до Питера
- уха в тепле
- крепостная куртина

Часть 2-я: Соловецкий монастырь

- Мурманская душетряска
- Карельский Кивач
- там русский дух, там Русью пахнет!

Часть 3-я: Соловецкие озера

- УАЗик за так
- канал Дураков
- Приполярные экзоты

Часть 4-я. Маршрут: Рязанский кремль - трасса M6 - приезд в Волгоград - озеро Баскунчак.

Из Питера до Волгограда насчитали 1750 км по не самым простым дорогам. Расстояние это уже серьезное, поэтому в отличие от Соловков, куда домчались за день, на юг мы планировали ехать два дня, намереваясь остановиться на ночлег где-нибудь под Москвой.

Выехали довольно рано, около 6 утра, чтобы как можно дольше проехать без грузовиков. По опыту заметили, что водители фур выходят на трассу где-то в районе 9, так что пара часиков относительно спокойной езды была обеспечена.
Большой плюс автодороги на Москву в том, что периодически появлялась третья полоса для обгона, иначе совсем было бы тоскливо плестись за медленновозами. На Мурманской трассе, и как позже выяснилось - на южной M6 к Волгограду, полоса-помощница, к сожалению, пока не предусмотрена.



Как всегда сделали привал около Прутни на территории санатория, очень уж удобно он расположен на маршруте, особенно при путешествиях с детьми. Дальше - Тверь (рекомендовали ехать напролом через город, фур меньше), Клин, и…. И всё. Стоп-машина, начались подмосковные пробки.
Объехать столицу решили по 2-му малому кольцу. На деле трасса с громким названием оказалась обычной, однополосной, сельской дорогой, однако с очень хорошо расставленными знаками. Паровозики за грузовиками приняли здесь вид национального бедствия. Ну 20-30 машин - ладно, но когда эта несчастная фура тянет за собой хвост длиной с километр, а то и полтора, надо обладать железными нервами, чтобы получать удовольствие от такой "езды".

Пошли пригороды, названия которых были на слуху: Электросталь, Ногинск, Балашиха… Сосновые леса сменялись богатыми дачными поселками, и наоборот. Как выехали на M5 до Рязани - шоссе резко улучшилось, гладкое, двухполосное, не такое загруженное. В районе Коломны к нашему всеобщему облегчению обнаружился настоящий американский интерстейт, и по виду, и по качеству. Здесь силы нас окончательно покинули, и измученные предыдущей монотонной ездой, мы решили останавливаться на ночлег.

Сразу за Дягилевским постом ДПС удачно подвернулась приличная с виду гостиница "Аш Хауз", сделанная на европейский манер. Очень чистая, много стекла и зеркал. За двойной стандартный номер с удобствами на этаже с нас взяли всего $30. Так как гостиница стояла прямо на обочине шоссе, мы немного беспокоились - не будет ли шумно ночью от проносящихся машин. Но управляющая заверила, что в каждом номере установлены современные стеклопакеты на окнах специально на этот случай. И она оказалась права, переночевали спокойно и с комфортом.



Дальнейший путь проходил через Рязань. Город просыпался медленно, и лишь к 10 утра появилось хоть какое-то движение. Очень бросалась в глаза реклама: перетяжки над дорогами, даже строчная прямо на знаках с названиями улиц. В Питере-то такие наглые приемчики уже давным-давно запретили, а здесь нате-пожалуйста - машина времени на 5-7 лет назад.
"Украсила" первое впечатление от города и совковая продавщица, обхамившая мужа в молочном магазине на ровном месте. Суровый такой бабец, обслуживающий посетителей с лицом "рабочий день закончился и меня закончил", несмотря на раннее утро. Ну, дела…



Но как бы там ни было, в Рязань мы заехали ради Кремля. Этот музей-заповедник расположен на высоком обрывистом холме, окруженном двумя реками и сухим рвом. На территории Кремля внимание сразу же привлекает Успенский собор (17-й век) с роскошной резьбой (редкое явление для того времени!) и огромными куполами. Считается самой грандиозной постройкой России для своего века. Собор с колокольней были спроектированы таким образом, что их силуэты видны с достаточно большого расстояния, поэтому они использовались еще и в качестве естественных визуальных ориентиров при навигации на Оке.



Вообще, Успенский собор строили с приключениями. Сначала старый собор, стоявший на этом месте, признали обветшавшим и недостаточно просторным. Начали строить новый, но дело не спорилось - зодчие не знали, что под южной стеной собора находится давно засыпанное озеро Быстрое. В результате, новое здание, возведенное уже на три четверти, рухнуло в одну ночь.



Позвали нового зодчего - самого авторитетного архитектора конца XVII века - Якова Бухвостова. Амбициозный Яков сначала решил построить собор на 5 саженей выше постройки своих неудачливых предшественников, но слабый грунт не проведешь - своды рухнули вновь.
Вторая попытка оказалась более удачной. Работы закончились в 1699 году. Правда, пришлось ограничиться превышением высоты на две сажени - всё равно этого хватило, чтобы превзойти и Василия Блаженного, и храм Вознесения в Коломенском. Своего же московского тезку собор перегнал на целых 13 метров. Вот такая погоня за рекордами.



Закончив осмотр местных красот и прогулявшись в Соборном парке, мы взяли курс на Михайлов, расположенный в 70 км к юго-западу от Рязани. В районе города велись масштабные дорожные работы, строили развязку с трассой M6, она же - трасса "Каспий", она же - наша дорога в Волгоград.



Протяженностью 1380 км, М6 имеет репутацию "аварийной", с многочисленными заторами, создаваемыми медленно движущимися фурами, в основном с кавказскими региональными номерами. Власти кормят обещаниями, что к 2018 году, когда в России будет проводиться чемпионат мира по футболу, дорога заблистает.

Так как маршрут проходил с севера на юг, хорошо прослеживалась смена сезонов. Выражалось это не только в пейзажах, но и в поспевшем урожае. Например, в районе Михайлова было замечено царство земляники. Местные жители продавали её на обочинах в пластиковых контейнерах грамм на 300 за 150 руб. Сто лет уже не ели настоящей лесной земляники! Первое время просто сидели, уткнув носы в россыпь ягод, и дышали, дышали этим не сравнимым ни с чем запахом.



Километров через 100 пошла садовая клубника, затем ведра с грушами-яблоками, молодая картошка. Еще дальше на юг - подсолнечное масло, а затем - мёд, разной консистенции и цвета (от почти черного до ярко-желтого), и донская рыба. Иногда встречались и сувенирные "развалы". Особенно поразил один, с сотней одинаковых экземпляров садовой скульптуры вдоль дороги. Родилась грустная шутка: "Им, наверное, зарплату гномиками выдают".



Трасса "Каспий" стала для нас рекордной в плане общения с гаишниками. Раз пять. Или шесть. В общем, их "там тысячи, тысячи" в прикормленных местах, для которых водители - эдакие священные коровы, несущие золотые яйца.

Любимая полисменами схема ловушки: спрятать камеру в кустах перед мостом, в холмистой местности, за временными знаками дорожных работ, где резко ограничена скорость (а рабочих нет!), и начинается двойная сплошная. Нагруженные фуры ползут в горку на этих участках чрезвычайно медленно, нетерпеливые водители обгоняют их по встречке, и частенько пропускают мимо глаз временные знаки. На горке их ждут теплые объятия стражей порядка.



В машинах у полиции ноутбуки, на которых радостно демонстрируются фото нарушения, номер машины крупно, время, в общем - не придраться. Останавливают прямо пачками, одного за другим.
За пересечение двойной сплошной в России теперь положено отбирать права. Понятно, к чему это ведет. Но если водитель-россиянин сразу предлагает уладить дела на месте, у нас ситуация была несколько другой. Разговор проходил примерно по одной и той же схеме:

- Добрый день! Вы были остановлены за нарушение скоростного режима и правил дорожного движения. Пожалуйста, предъявите водительское удостоверение и регистрацию на машину.
(Через некоторое время): - Texas… Это американские что ли? Никогда не видел! Пройдемте в нашу машину, другой инспектор тоже не видел :)
(В машине): - Вы знаете, что за пересечение двойной сплошной белой полосы положено лишение водительских прав?
- Не знали, теперь будем знать.
- Ну и что будем делать? (очевидное ожидание откупа).
- А временные сразу выписываете?
- Да, на три месяца.
- Да отбирайте тогда. У нас самолет через три дня, а в Штатах новые сделаем, взамен "утраченных".



Обычно, этот ответ очень веселил, и настраивал инспекторов на лирический лад "а поговорить".

(Уговаривая самого себя):
- Куда я вам штраф-то буду выписывать... На адрес американского посольства, что ли? Да езжайте уж, что с вами будешь делать! Только осторожно, там на трассе еще наши стоят.
- Спасибо, что предупредили.

Пока ведет к машине:
- Ну, как там живется-то? А получаешь сколько? Работаешь кем?
И всё в таком же духе. Сценарий повторялся из раза в раз, с небольшими вариациями. На редкость любопытные южные гаишиники :) Потом в новостях передавали - повязали всю эту цепочку вместе с верхушкой.



Вот так развлекаясь, и оставив за плечами совхозы им. Ленина, им. Маркса, городки Мичуринск и Урюпинск, около 10 вечера мы прибыли к месту назначения в Волгограде.



Город необычно спроектирован, вытянут на много километров вдоль Волги, при этом главная сквозная улица меняет название раз пять. Машины ездят старые, ржавые и пыльные. Вездесущая реклама на щитах, перетяжках, с голливудскими звездами в том числе (ухмыляющийся Брюс Уиллис на фоне банка: "когда мне нужны деньги, я просто беру их").
Волга малость загажена, но народ всё равно купается. Очень много фабрик и заводов советских времен прямо вдоль берега.



В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на месте. И так получилось, что осталось дополнительное время на изучение города и окрестностей. Поэтому в один из свободных дней прямо с утра мы отправились в соседнюю Астраханскую область, к озеру Баскунчак с интригующим прозвищем "всероссийская солонка".



Это озеро - не самое удачное место, чтобы заканчивать жизнь самоубийством, ведь утонуть в нём не получится. Концентрация соли в воде настолько высока (около 300 г/л), что просто напросто выталкивает человека на поверхность как пробку. Туристы-поплавки развлекают себя самыми разными способами: лежат на воде на спине, на боку, на животе, со скрещенными ногами, и с закинутыми за голову руками. Как на диване! Даже опустить ноги вертикально вниз и то затруднительно, нужна посторонняя помощь.

Рапные купания - полезная и энергично действующая процедура, ведь в состав рапы (насыщенного солевого раствора) входят микроэлементы, витамины, гормоны, биогенные стимуляторы, аминокислоты, полисахариды. Рапу используют на грязевых курортах для ванн как в виде самостоятельного курса лечения, так и в комплексе с грязелечением. А на озере Баскунчак всё это доступно абсолютно бесплатно, без путевок и прочих бюрократических формальностей.



До озера Баскунчак довольно легко доехать из Волгограда, 199 км в одну сторону по трассе Волжский-Астрахань. Первым делом нужно было пересечь Волгу по новому мосту, который обрел славу в интернете с эпитетом "танцующий". После этого скандала, на мосту чего-то подправили-подкрутили, больше не танцует.



Дорога легкая, по степи, параллельно железной дороге. Полицию не встретили; есть один пост ДПС на пересечении Волгоградской и Астраханской областей. Миновав поселки Средняя Ахтуба и Капустин Яр, дорога сделала резкий поворот на 90 градусов в Ахтубинске через железнодорожные пути, и понеслась по прямой к озеру (40 км).

Прямо на его берегу раскинулся поселок Нижний Баскунчак, основное занятие жителей которого - переработка соли из озера Баскунчак на предприятии "Бассоль". Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99.8 % NaCl) составляет около 80% от общей добычи соли в России. В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год.

В Нижнем Баскунчаке активно предлагают свои услуги местные мальчишки - показывают дорогу к автомобильной стоянке за 50 рублей. Найти самостоятельно эту парковку несложно. На третьем перекрестке после знака "Stop" поворот направо -> улица Горького, на которой сосредоточена вся инфраструктура поселка. Езжайте по ней через лежачие полицейские и ж/д пути. В тот момент, когда асфальтная дорога начнет уходить направо, вам необходимо свернуть налево и, объехав спереди или сзади четыре однотипных дома, вы увидите стоянку :) Но мы всё равно решили дать подзаработать шустрому мальчугану, который ловко прыгнул к нам в салон.

- Ну что, пацан, как дела в школе? - решил завязать разговор муж.
- Дядя, какая школа? Каникулы! - радостно протянул пацаненок, и получив свой гонорар, побежал искать следующую "жертву".



Похоже, цифра 50 была любимой среди местных жителей. Стоянка - 50 руб, душ - 50 руб, пирожок - ? Ну вы поняли. И только микроавтобус, предлагающий довести туристов от парковки до пляжа за 20 рублей, выбивался из этого царства полтинников. Дойти можно и пешком, около 2 км в одну сторону, правда когда на улице +40 ° C, что совсем не редкость в тех краях, а скорее норма летом, такая прогулка изрядно выматывает.

С собой очень рекомендуется приносить пресную воду, хотя бы литра три на человека, особенно если вы собираетесь купаться в рапе. До душа, расположенного на автостоянке, надо еще будет дойти-доехать, что совсем непросто сделать, когда твою кожу сковывают мириады соляных кристаллов. Идешь как в коконе, каждый шаг через "немогу" (довелось видеть таких бедолаг на обратном пути).



Наилучшее время для посещения - с начала мая до конца сентября. Озеро прогревается быстро, поэтому купаться можно уже весной. Летом обязательны шляпы-панамки - на пляже нет ни единого дерева или другой возможности спрятаться от солнца. На ноги - какую-нибудь обувь, которая не боится воды. Ходить босиком по кристаллам соли не самое романтичное занятие.
Почти вся поверхность озера покрыта солью. В некоторых местах закопаны специальные пеньки - точки кристаллизации соли.



В 1884 году от Баскунчака до Владимировской пристани на Волге проложили железную дорогу. С этого года идет счет времени промышленной добычи соли, уходившей уже за Волгу в места бессольные. А впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 17-м веке, в "Книге Большого Чертежа" - первом географическом описании России, как место, "где ломают соль чистую, как лед".



В 20-х годах минувшего века ручную "ломку" каменной соли сменила механизация; инженер Макаров изобрел "Солесос". Действует механизм просто: фреза-рыхлитель разрушает поверхность соляного пласта и по трубам гонит на склад "соляную кашу", которая складируется для переработки и транспортировки. Снимая более метра поверхности соляного пласта, промысел его истощает.

Возникает вопрос: почему же за долгие годы пласт не исчез? Потому, что каменная соль, как это ни странно, пластична; подобно льду, она "течет" под тяжестью земли. Натекает соль в баскунчакскую впадину из соседних с ней мощных (свыше тысячи метров!) соляных куполов. И если брать этот "натёк" расчётливо, в соответствии с его приростом, промысел может существовать бесконечно долго, позволяя не прибегать к сооружению шахт для подземной добычи.

Давнишний "Солесос" к нашему времени сменился уже четырьмя поколениями оригинальных комбайнов соледобычи. Высокомеханизированное производство действует с весны до осени, а зимой сложное оборудование, работавшее в агрессивной среде, ремонтируется к новому сезону.



Помимо рапы на побережье озера Баскунчак имеются залежи лечебных грязей. Особенно ценится самая черная, которая способствует лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата и болезней кожи. Грязь лежит здесь же. Стоит только копнуть соль у столба, как на поверхность с бурлением выходит тёмная, неаппетитная жижа. Многие туристы тут же намазываются этой дрянью грязью, вырисовывая на теле порой довольно фривольные узоры :)



Соленое озеро Баскунчак и гора Большое Богдо, виднеющаяся на горизонте, входят в состав уникального природного комплекса. С каждым годом гора становится выше. Дело в том, что внутри неё находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм.



В целом, поездка на озеро Баскунчак довольно интересна, и хорошо вписывается в маршрут выходного дня. А если еще верить в целительные свойства грязей и соленого раствора, так можно совместить приятное с полезным.

Основательно прожарившись на солнцепеке, мы взяли обратный курс на Волгоград, и к 9 вечера уже были на месте. От отпуска оставалось два дня, один из которых нужно было заложить на обратную дорогу в Москву, а другой посвятить главной и самой важной достопримечательности Волгограда.



Окончание следует...
Катерина Андреева.


Tags: russia
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment