andreev_org (andreev_org) wrote,
andreev_org
andreev_org

Category:

Французское путешествие с малышом. Небольшой фотоотчет.



Трехнедельное путешествие по Франции.



На днях мы вернулись из большого и сложного путешествия по Франции. Большого, потому что я не припомню, чтобы мы ездили в отпуск на 22 дня когда-либо ранее. А сложного, конечно же, из-за малышки. Александре на тот момент исполнилось 15 месяцев, и она превратилась из тихо сопящей на маминых руках малютки, в девочку-которой-интересно-всё-до-чего-дотянутся-ручонки :) Дочка была уже более-менее опытной путешественницей, ездила с нами по штатам на RV, летала на самолете на север, а уж об однодневных поездках из дома вообще молчу. Но за границу она не выбиралась ни разу, поэтому Франция стала для Саши первой посмотренной иностранной державой.
Франция никогда не была в списке приоритетных для нас стран. Честно говоря, если бы не ребенок, я не знаю, когда бы мы туда добрались. Нас всегда привлекали более экзотические страны, особенно Южная и Центральная Америки. Но даже мы, со своим всегдашним пофигизмом понимали, что тащить маленького ребенка в не самые комфортные условия пока не стоит.

В Париж из Хьюстона летали прямые 9-часовые рейсы от AirFrance, вполне удобные по времени. Даты поездки назначили на сентябрь, чтобы основная масса отпускников уже схлынула и разъехалась по домам, а погода была бы еще в самом разгаре. Порадовали цены на билеты. Мы отслеживали их за 3 месяца, и вскоре выяснили, что до 31-го августа цена на перелет равнялась $1600, а начиная с 1-го сентября сразу же уменьшалась в два раза. Для малышки решили купить отдельное место, хотя по возрасту (до 2 лет) она могла лететь за 10% стоимости, но на руках у родителей. Подумалось, что 9 часов (а в обратную сторону 10,5) будет уже чересчур, чтобы не сойти с ума от тесноты.

Маршрут составили не слишком сложный, учитывая возможные форс-мажорные обстоятельства. Неделю предполагали провести в Париже, после чего арендовать в аэропорту машину, и двинуть по Франции против часовой стрелки, спуститься из Нормандии на юг, заскочить по пути в Андорру, и закончить отпуск полным расслабоном на Лазурном берегу. Получилось ли? Не всё. У нас отлично прошел Париж (просто замечательно, даже не ожидали!) и последующая автомобильная неделя. Но потом нас угораздило подцепить жуткую ангину с температурой, из-за чего конец отпуска прошел несколько скомкано. Да, ребенка это не касается, она была здорова и весела всю поездку. Только мама с папой сопливили и кашляли как два дряхлых старикана.

Французский маршрут: Париж (Нотр-Дам - Версаль - Лувр - Эйфелева башня - Елисейские поля - музей Orsay - Монмартр) - аренда машины - Руан - Honfleur - Mont St.Michel - Cancale - долина Луары (замки) - провинция Dordogne (деревушки, гусиные фермы, фуа-гра) - Андорра - возвращение во Францию - виадук Millau - Арли (Arles) - мост Pont du Gard - национальный заповедник Camargue - Канны - дорога в Париж.



Как всегда, полный рассказ я выложу позднее, а пока просто некоторые зарисовки из путевого дневника.

- в Париже мы сняли 3-х комнатную квартиру в 5-м округе, за 800 евро в неделю (через vrbo). Очень понравилось расположение, и не очень сам апартамент. Я понимаю, что не стоит сравнивать техасские дворцы с микроскопическим европейским жильем, но теснота мешала, правда. В душевую заползали бочком, боясь свернуть ненароком что-либо по пути; слегка раздражали скрипучие полы и отсутствие лифта (3-й этаж, а у нас коляска). Но в целом было неплохо: полностью укомплектованная посудой кухня, стиральная машина там же. Хозяин предоставил кроватку-люльку для малышки (во Франции эти кроватки упорно называли "cot", а не "crib").
Дополнительно мы купили на амазоне специальную спальную палатку (KidCo Pea Pod Indoor/Outdoor Travel Bed) на случай, если в гостиницах не окажется люлек. Пригодилось пару раз. Ребенок в ней отлично спал, только приучать нужно заранее, недели за две до поездки.
Квартира располагалась на бульваре St. Marcel, в минутной досягаемости до четырех станций метро, и в то же время - вдалеке от туристических троп (это было нашим условием).

- меня совершенно сразило отношение парижан к мамам с колясками. Нас пускали без очереди _ВЕЗДЕ_. Если вы почитаете отзывы побывавших в Париже, то люди зачастую жалуются, что приходилось много времени терять в очередях. Поэтому, всё что можно, я забронировала заранее: и билеты на Эйфелеву башню, с которыми можно пройти в обход основной очереди, и билеты в Шато в Версале, и на лодочную экскурсию по Сене… Посещение Лувра наметила на первое воскресение месяца, когда там предоставляется бесплатный вход. И всё бы хорошо, но во многие места нужно было отстоять еще и очереди к секьюрити, которые зачастую превышали билетные. Но случился праздник: только я вставала с коляской в конец длинной людской колбасы, как моментально появлялись служащие, и вежливо просили пройти мадам к другому входу.

Первый раз мы обалдели от такого отношения еще в аэропорту Шарль-де-Голя, когда покупали билеты на поезд RER в Париж. Случилось так, что прилетело сразу несколько рейсов, пассажиров выгрузилось неимоверное количество, всем нужно было в город. Поэтому можно себе представить, что творилось в очередях в кассы и к автоматам, продающим билеты на поезда/метро. Мы отстояли в очереди ровно 10 минут, пока нас не заметил обслуживающий персонал, и не провел в обход всей многоголосой толпы. Таким же образом мы попали в Лувр за 2 минуты, в часовню Sainte-Chapelle, в музей Орсэ, на Эйфелеву… Самое удивительное, что ребенок в это время тихо-мирно спал в коляске, и даже не подозревал, какую добрую услугу она оказала родителям.

- чтобы понять во всех деталях как попасть из аэропорта в Париж (где купить билеты, как они выглядят, сколько стоят, какой поезд нужен, какая станция метро), нам очень-очень-очень пригодился сайт Бена Лэма "Paris by train". Все инструкции даны пошагово, в картинках, очень рекомендую.

- еще одна полезная ссылка: интерактивная карта парижского метро, где можно даже рассчитать стоимость поездки.

- теперь о наболевшем, о метро :) Я конечно понимаю, что с точки зрения проектировщиков парижского метро, эскалаторы являются великим злом, поэтому их надо повсеместно уничтожить. Но почему бы тогда не снабдить полозьями лестницы? Дешево и сердито. Справедливости ради, на некоторых станциях даже были лифты, но соотношение этой благодати к бесконечному лестничному потоку ничтожно мало. Уже в первый день я сбилась со счета, сколько раз мы поднимали-опускали коляску, вверх-вниз, вниз-вверх… Одно хорошо: мускулы на предплечьях укрепились до каменного состояния, а вес собственного ребенка перестал меня волновать, хотя еще неделю назад я жаловалось, что у меня отваливаются руки таскать "принцессу Будур" на себе.

- о коляске. Я очень рекомендую пользоваться в Париже коляской-зонтиком, которая может раскладываться в горизонтальное положение полностью (у нас Chicco Liteway). На дневной сон вы вряд ли будете возвращаться в гостиницу, а дитё устанет на 100%, поэтому есть шанс, что поспит в нормальной позе. Я немного волновалась, т.к. раньше дочка ни разу не засыпала у нас в таких условиях, да еще шум-гам вокруг, толпы людей, гудение транспорта. Но всё оказалось проще пареной репы: стоило разложить спинку коляски в горизонталь, глядь - а ребенок-то уже и спит.

- очень порадовали мини-рынки. Обычно утром, около какой-либо станции метро, мы обязательно на них натыкались. Продавалось всё: свежие фрукты и ягоды (ах, как давно не ели красную смородину; сезон пошел!), хлеб, оливки, сыры, колбасы, мёд. А вот знаменитые французские круассаны и багеты надоели уже на третий день. Я помню, что во время итальянского путешествия, круассаны произвели на меня неизгладимое впечатление, даже вкус до сих пор ощущаю, хотя прошло уже много лет. С французскими что-то не пошло, банально хотелось ржаного хлеба.

- из булочных посетили, конечно, знаменитую "Poilâne". Полбуханки их фирменного хлеба стоит 4,50 евро.

- с ресторанами тоже не особо получилось. Обычно, хоть один раз за путешествие, но встречается такой ресторан, в который хочется вернуться. Во Франции вышло как-то мимо. С дитём мы, естественно, не ходили в понтовые, "мишеллиновские" места, но в добротные, рекомендованные в путеводителях и на форумах, старались заглянуть. Было нормально, но не ах, может слишком многого ждали. Средний счет на двоих - $50-60 с вином. К кафешкам это не относится, с ними был полный тип-топ.

- неудачно прошел "мясной" эксперимент в ресторанах. В одном случае это был резиново-деревянный эскалоп, в другом - отвратительно кровавый кусок баранины, заявленный тем не менее как "medium rare". В общем, от мяса мы отказались, переключившись на морепродукты. Обычно заказывали блюдо-ассорти, чтобы попробовать разное. Улитки, устрицы, ракушки, гребешки, креветки, лангусты - всё было вполне на уровне. Это мы так ошибочно думали, пока не выехали из Парижа, и не оказались в устричной столице провинции Бретань, прибрежном городке Cancale. Вот там были такие устрицы (hûitres), после которых можно смело заявлять: давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел :) Прямо на пристани, жены рыбаков продавали их дюжинами, различных размеров, по смешным ценам в три евро. Муж настолько вошел во вкус, что съел не один десяток.

- гораздо приятнее и вкуснее для нас стал процесс готовки дома. Закупали на рынках свежайших продуктов, молодой картошечки, колбас, сыра, зелени, и устраивали замечательные ужины.

- настоящим спасением стали супермаркеты сети "Monoprix". Они бывают чисто продуктовые, и смешанные с одежными отделами. Малышке очень пришлись по вкусу маленькие баночки йогурта "Dannon", продающиеся по 12 штук в упаковке; фруктовые пюре европейской фирмы с неаппетитным названием "Bledina", и их же каши. А вот еще одна европейская марка "Hipp" у нас совсем не пошла. Дочка отказалась есть не только их мясные блюда, но даже овощные смеси.

- от еды к противоположному процессу :) С удивлением я обнаружила, что во французских супермаркетах не так просто найти подгузники в виде привычных американцам "распашонок". Во Франции всё больше популярны одноразовые трусики. Позже пришло в голову возможное объяснение. Дело в том, что в туалетах ресторанов, да и в других общественных местах, практически нигде нет раскладных столиков для переодевания младенцев. Т.е. приходится крутиться прямо на раковине со стоящим ребенком. А в таких условиях гораздо проще натянуть трусики, чем застегивать "распашонки" на вертящейся попе.

- вкуснота мороженного Berthillon явно переоценена. Где нам только не встречались рекомендации попробовать его, особенно вариацию с земляникой. Совершенно обычное, ничем не примечательное мороженное по дикой цене 4,50 евро за два шарика.

- Версальский комплекс поразил снаружи. В своё время, мы долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Сказать честно, так в Версаль мы ехали в целью убедиться, что он хуже Петергофа. И это действительно так, кроме первого впечатления. Вот здесь Версальское Шато поражает - расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу. Очень разочаровало то, что фонтаны не работают каждый день (в отличие от Петергофа), а только по выходным, причем в определенное время утром и вечером.
Удивил еще такой момент. В главном дворце, наряду с картинами и царскими будуарами, выставлены совершенно дикие поделки Мураками из пластика:



Несоответствие стилей настолько велико, что мгновенно привлекает внимание. Большинству людей не нравится. Был в этой, с позволения сказать "выставке", и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.
Кстати, версальское Шато - единственное место, куда не пускают с колясками, и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама. Ребенка приходится таскать на руках, либо в тряпичном слинге.

- классический тур по Лувру. Распечатала по шагам с их же сайта. Рассчитан на полтора часа, идеально приспособлен для людей с колясками (указано, какими лифтами пользоваться, где выходить). Впечатлила толпа у Мона Лизы, особенно желающие сфотографироваться на её фоне. Я давно хотела сделать кадр, где видна и картина, и вся толпа с фотокамерами. Получилось :)
Дочке больше всего понравились скульптуры зверей, причем желательно не из белого мрамора, а цветные - черные с золотом, пурпурные. При виде очередного грозного льва, дитё издавала радостный вопль, чем изрядно веселила окружающих.

- практически во всех музеях есть путеводители и сувенирные альбомы на русском языке;

- Эйфелева башня. Если смотреть вверх вдоль одной из её ног, то видно, насколько башня изогнутая. Покрашена коричневой краской, цвет называется "Eiffel brown". Я почему-то раньше думала, что башня тёмно-серая.

- Автострады. Бесплатные в районе городов, и довольно дорогие на перегонах. Стоимость варьируется: платили и 80 евроцентов в окрестностях Парижа, и 29 евро за 250 км на A6. Качество отличное; левая полоса используется практически только для обгона. Самые часто встречающиеся марки машин: Рено, Пежо, Смарты, Мерсы и Ауди. Скорость контролируется радарами, причем об их появлении предупреждает специальный знак "рояль радар в кустах". На автострадах максимальная скорость 130 км/ч (многие ездят быстрее, от радара к радару). На бесплатных дорогах с маркировкой "N" (national) - 110 км/ч, на сельских "D" (departmental) - 60-80 км/ч.

- за проезд по автострадам (peage) всегда платили кредиткой (очереди меньше, чем к пропускным пунктам, обслуживаемым человеком). Французские автоматы на ура брали два типа американских кредиток: AmEx, либо MasterCard. Один раз автомат съел карточку, открыл шлагбаум, высветив радостную надпись: "Счастливого пути!" :) На грозный рык мужа: "А ну верни карту, железяка!", отреагировал моментально, выплюнув кредитку.

- как всегда, в Европе выгодно брать машины, питающиеся дизелем (дешевле). Во Франции дизель стоил порядка 1,25 - 1,30 евро за литр; в Андорре - 0,90 евроцентов. Заплатить карточкой у колонки нельзя, даже нет такой опции; нужно идти в кассу. Кстати, в кассах на заправках у нас ни разу не сработали американские кредитки, в отличии от автоматов на автострадах. Платили наличными.

- круговые развязки (нервный смех). Нет, я не против кругов, они гораздо лучше и быстрее светофоров и четырехсторонних "стопов" справляются с пересекающимся трафиком. Но когда за 10 минут ты проезжаешь 25-й круг, хочется тихо удавиться.

- Aire. Этим словом на автострадах обозначают зоны отдыха. По устройству схожи со штатовскими (там, где платные интерстейты), по размаху - превышают всё виденное до сих пор. Помимо заправок и гостиниц, на зонах отдыха стоят огромные супермаркеты (например, "E.leclerc" или "Intermarche") с ресторанами-кафе внутри, автоматами по продаже кофе, чая, закусок; детскими площадками, местами для пикника.
Меня сразила наповал комната матери и ребенка (nursery). Уж насколько в штатах они хорошо обустроены, но французские на автострадах выше всяких похвал. Вместо откидных пластмассовых столиков для переодевания ребенка, стоят чрезвычайно удобные мягкие шезлонги с подушками. Для ходящих на горшок детей есть крошечные унитазики, высотой до щиколотки. Куча одноразовых пеленок, мешочки для грязных подгузников. Очень всё чисто, продумано, и удобно.

- гора Mont St.Michel в Нормандии. Очень здорово её фотографировать и на закате, и на восходе, свет удачный и там, и там. Обязательно обращать внимание на приливы - вода появляется с дикой скоростью, в считанные минуты затапливая ближайшую парковку. Кто не убрал вовремя машину - сам виноват.

- долина Луары (Loire Valley). Посмотрели два замка - Chenonceau (на воде), и Chambord (один из самых внушительных). Очень приятно бродить в садах при замках. У Шамбора еще классно устроить пикник на лужайке;

- в долине Луары жили в гостях у британского гея-журналиста, чрезвычайно интересного человека и радушного хозяина;

- провинция Dordogne - красивая, сельская Франция. Кукольные деревушки, пасторали, зеленые речки, лебеди и рыбаки. Деревня La Roque-Gageac, где мы останавливались, который год входит в десятку самых фотогеничных поселений Франции;

- гусиные фермы. Провинция Dordogne славится отличной (-ым?) фуа-гра (foie gras), специальным образом приготовленной гусиной или утиной печенью. Чтобы увеличить объем печени, гусей насильно кормят; процесс называется "la gavage". Мы видели процедуру от и до, ничего мучительного для животного в ней нет, как любят представлять "зеленые". Никто не подвешивает гусей вниз головой, они находятся практически на свободном выпасе, и только в последние 4 недели сидят в довольно просторных вольерах. Птицы огромные. По словам хозяев, печень каждой весит около 800-900 грамм.

- лучше всего фуа-гра кушать на тонком кусочке хлеба, запивая десертным Monbazillac. Фуа-гра продается в двух формах: entier (цельная фуа-гра) и bloc (взбитая печень). Купленную в жестяных банках фуа-гра спокойно можно везти в США.

- в каждой французской провинции мы старались пить характерные, местные вина. Не скажу, что мы фанаты французских вин, всё-таки больше нравятся full-bodied Австралия и Чили, но и во Франции нашлось кое-что на наш вкус. В Нормандии это было вообще не вино, а их городость - яблочное бренди Calvados. В долине Луары - легкое Vouvray; в Dordogne - уже упомянутый Монбазиллак, и сухое Cahors (наиболее близкое к нашему вкусу из всех опробованных вин); а в Провансе - Sablet, Côtes du Rhône и Cote de Provence.

- стоит иметь в виду, что в провинции рестораны не открыты целый день. Мы несколько раз попадали в ситуацию, когда поесть было просто негде в середине дня. Рестораны обслуживают с 11 до 2 дня, потом перерыв, и снова открываются где-то в 7 pm. Признаться, это очень и очень неудобно, причем для самих же местных. Приходилось видеть переполненные Макдональдсы, в то время, как рядом находились отличные, но закрытые французские рестораны. Это из серии: "пусть нам будет хуже, но мы не переработаем ни одной лишней минуты".

- для въезда в Андорру никакие документы не требуются. Просто приходится ползти со скоростью 5 км/ч мимо пограничного поста, пока тебя разглядывают. Ситуация похожа на аналогичную в национальном парке "Биг Бенд" в Техасе: там выискивают мексиканцев, здесь, наверное, арабов.

- столица Андорры - Андорра-ла-Велла - сплошь состоит из магазинов. Сюда приезжают закупаться и приграничные Франция с Испанией, да и жители других стран. В одном отчете прочитала, как одна москвичка восторгалась, что в Андорре можно купить джинсы от известного дизайнера "всего" за 60 долларов, вместо 600 в Москве. Стоит ли говорить, что андоррские цены нас совсем не впечатлили. По сравнению, одежда в штатах стоит копейки, и мы в результате так и не поняли, зачем туда съездили.

- Виадук Millau (Мийо). Построенный в 2004-м году, он стал частью автострады, ведущей из Парижа на юг. Мост перекинут через долину реки Тарн в южной Франции. На момент строительства виадук Мийо был самым высоким транспортным мостом в мире. Одна из его опор имеет высоту 341 метр - это выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Проезд по мосту платный: 6,10 евро за 2,5 км. Сверху и снизу расположено семь обзорных площадок. Особенно хороши две из них: главная верхняя и Cap de Coste-Brunas, обозначенная на схеме под номером 1.

- нашей базой на юге стал санаторий системы "Maeva" под Арли. Постояльцев селили в отдельные апартаменты с укомплектованной кухней всего за $60 за ночь. На территории располагались теннисные корты, несколько бассейнов, бар, ресторан, лошадиный загон и небольшая ферма с овцами, козами, пони, гусями и утками. Дочка с удовольствием кормила свежей травкой козликов-овечек, гладила лошадей по теплым мордам, но от шипящих гусей пряталась за маму.

- в национальном заповеднике Camargue видели обе "изюминки" - белых лошадей и фламинго. Лошади попадались прямо вдоль дороги, а наибольшая колония фламинго разместилась в лагуне, ближе к середине парка.

- древний мост Pont du Gard намного внушительнее в реальности, чем выглядит на картинках. Наилучшие виды открываются сверху, с обзорной площадки на правом берегу.

- Канны. В одной половине - сплошные туристы, в другой - роскошные отели, бутики и яхты у причалов. Это второй город (после Парижа), где мы слышали русскую речь наиболее часто;

- Фонтенбло. Внушительное, но несколько заброшенное с виду Шато. Парочка фонтанов. Очень приятный, ухоженный сад, и практически полное отсутствие туристов;

- Аэропорт ШдГ. Пассажиров на рейсы в штаты теперь трясут намного меньше. Не то, что раньше, когда даже в "рукавах", ведущих непосредственно в самолеты, стояли дополнительные пункты секьюрити. Еда и питье для ребенка не вызвало никаких вопросов.

Вердикт: нам понравилось :) Пусть не так, как в более экзотических странах, но путешествие в целом удалось, учитывая, что мы ездили с маленьким ребенком. Запомнилась ли поездка дочке? Это вряд ли. Придется везти её еще раз, в более сознательном возрасте.
Bon voyage!

Париж с высоты колокольни Нотр-Дама:


Парижский образ жизни:


Вид с третьего уровня Эйфелевой башни вертикально вниз (нет, это не Google Maps :)


Внутри собора Нотр-Дам в Руане (Notre-Dame Cathedral in Rouen):


Старый порт в Honfleur:


Аббатство Mont St. Michel на рассвете:


Устрицы в Cancale (провинция Бретань):


Долина Луары, замок Chambord:


Провинция Dordogne, деревушка La Roque-Gageac:


Банки с фуа-гра различных размеров и форм на рынке в Le Bugue (провинция Dordogne):


Домашние сосиски с грецкими орехами на рынке в Le Bugue (провинция Dordogne):


Виадук Millau:


Белые лошади заповедника Camargue:


Ставни и фонари в Арли (Arles), Прованс:


Древний мост Pont du Gard:


Пляж в Каннах:


Французская ривьера:


Начался сезон сбора винограда для Божоле:


Место съемки: Франция (France).
Катерина Андреева.

Tags: france
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments