andreev_org (andreev_org) wrote,
andreev_org
andreev_org

Category:

Австрия: рыцари Граца. Фоторепортаж



"Рыцарские времена не прошли. Просто драконы стали другими."
(сериал "Шерлок Холмс")



Период с 15 по 18 века был бурным для герцогства Штирия, расположенного к юго-востоку от Вены. Этот регион особенно страдал от постоянных вооруженных набегов со стороны венгерских повстанцев. Да еще Османская империя активизировалась, и лезла со своими людоедскими ценностями к Дунаю через всю Австрию.

У Штирийских поместий был придуман план: разбросать по территории региональные склады с оружием, где в случае нападения могли бы вооружиться тысячи воинов, и даже мирные граждане. Как говорил катаевский мистер Рай Руп из "Время, вперед!": "Кто последни? Я за уами!"

Поскольку вооруженные конфликты стихли в 18-м веке, оружейные склады потеряли былую ценность. Когда в рамках ряда реформ Мария Терезия решила централизовать вооруженные силы и закрыть оружейную в Граце - столице Штирии, владельцы поместий упросили императрицу сохранить Арсенал как "памятник региональной истории".


 



Для широкой публики он был открыт в качестве музея в конце 19-го века. Сегодня Landeszeughaus является одним из крупнейших исторических оружейных в мире.

В коллекции более 32 тысяч единиц не только оружия (холодного и стрелкового), но и доспехов, в том числе для лошадей.

Входные билеты в Арсенал - по 13 евро, маленькие дети - бесплатно. Вещи полагается сдать в камеру хранения (она, кстати, прозрачная; не доводилось раньше сталкиваться). Фотографировать можно, но без вспышки, а в помещении темно, да и по пятам ходят вездесущие смотрительницы. Так что это хорошая возможность протестировать способности вашей камеры на ISO 3200 как минимум. С меньшим значением получится нечеткая ерунда.


 



В музее 4 этажа, есть лифт, можно нанять экскурсовода, или взять напрокат аудиогид.

Audioguide (англ.)>>

Большинство начинает с первого этажа, медленно продвигаясь наверх. Мы пошли другим путем: доехали на лифте до верхнего, 4-го уровня, и начали экскурсию по нисходящей. Так и устанешь меньше, и толпы не будут сильно мешать.

Оружие аккуратно развешано и расставлено по типам. Никаких застекленных витрин нет; при желании можно коснуться старинных железяк, но этого просят не делать.

Четвертый этаж отдан коллекции холодного оружия. В течении долгого времени пехотинцы использовали алебарды, пики, и "утренние звезды", тогда как всадники предпочитали мечи и сабли. Большая часть оружия в Арсенале из мастерских Верхней Австрии. Его привозили в Грац на повозках, которые должны были преодолеть по пути несколько "платилен" - аналогов современных "toll booth" на платных шоссе. Так вот, подводы с оружием были освобождены от дани, так как имели жизненно важное значение для военных целей.

Ряды протазанов, глеф и копий хищно поблескивали в тусклом свете. Протазан - это такое копье с плоским наконечником, насаженным на длинное (2,5 метра и более) древко. Впоследствии они стали исполнять, в основном, церемониальные функции, как и алебарды.


 



А глефа - это полутораметровое древко с длинным (40-60 см) ножом с шипом. Использовалась для отражения атак конницы.


 



Двуручными мечами рыцари орудовали, чтобы прорываться через ряды противника с пиками. Так как в длину мечи достигали двух метров, их держали обеими руками, а это значит, что воины должны были проходить дополнительную подготовку. Зато и платили им больше.

В Арсенале хорошая коллекция фламбергов - двуручных мечей с клинком волнистой (пламеобразной) формы. Колющий удар фламбергом причинял противнику более тяжелые повреждения, нежели удар обычным клинком, причем раны практически не заживали. Эффект фламберга заключался, прежде всего, в том, что при последовательном прохождении сквозь тело жертвы, "волны" оставляли рваную рану с несколькими параллельными разрезами внутри неё, которые, с учетом уровня средневековой медицины, почти всегда воспалялись, вызывая гангрену. Не мудрено, что это послужило почвой для легенд об «отравленности» фламберга. Воины-«фламбергоносцы» закономерно внушали страх и были объектом особой ненависти противника. Отдельные полководцы тех лет приговаривали плененных владельцев фламбергов к смерти исключительно за ношение подобного оружия.


 



Рогатки (cheval-de-frise) представляли собой конструкцию из перекрещенных и связанных кольев или пик. Использовались против кавалерии, для перекрывания проезжей части, мостов, на подступах к лагерям.


 



Спустившись на третий этаж, мы обнаружили там коня :) Вернее, его доспехи, весом 42 кг (1600 год).


 



Конский доспех "бард" (от англ. - barding) изготавливали из металлических пластин, кольчуги, кожи, или простеганной ткани. Броня для коня была очень ценной. Сохранившиеся экземпляры представленны в музеях, в основном, по частям. Полные комплекты чрезвычайно редки.


 



Здесь же были развешаны доспехи для людей, но не простые, а прошедшие испытания. Кто играет в гольф, тот, наверное, знает, что в этом виде спорта есть такое понятие, как "experienced golf ball", т.е. мяч "с опытом", побывавший в игре. Так и здесь - броня бывает не старая и "поюзанная", а "опытная" :)
Чтобы проверить качество приобретаемой партии, выбирали один экземпляр, который расстреливали из пистолетов с расстояния 10-12 метров. Если пули не пробивали броню, то всю линейку покупали. В противном случае, оружейник предоставлял замену за свой счет.


 



На некоторых доспехах южно-германского производства были отпечатаны своеобразные клейма. Они служили надежными доказательствами качества, поэтому изделия с подобными отметками не тестировали.


 



На втором этаже Арсенала мы нашли доспехи, разработанные для разных типов войск. Тяжелая конница носила кирасы - корсеты-защиту для груди и спины.


 



Легкая кавалерия была закована в Trabharnisch, так называемые "латы телохранителей". Из-за своего незначительного веса могли использоваться при верховой езде.


 



У юбки спереди и сзади выкраивались дугообразные вырезы, чтобы можно было сесть на коня. Самая ценная часть рыцаря прикрывалась гульфиком ;)


 



Оглядывая сотни доспехов, невольно бросалось в глаза, что все они были расчитаны на людей небольшого роста по современным меркам. Но 400 лет назад воин ростом 160 см считался, наверное, богатырем. Манекенщицы Славы Зайцева смотрят с недуоумением.


 



Виды и типы шлемов тоже достаточно разнообразны. Полностью закрытые, на винтиках, ерихонки (lobster-tailed pot helmet), с бровями, и даже с улыбающимся забралом. "- Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь!" (из к/ф "Тот самый Мюнхгаузен").


 



На втором этаже начиналась коллекция стрелкового оружия. В частности были представлены пистолеты, богато украшенные орнаментами из костей крупного рогатого скота.


 



Выставка продолжалась на первом уровне, где хранился огнестрел 16, 17 и 18-го веков, как то: пушки, мортиры, тяжелые аркебузы-"доппельхакены" (32 кг!), то есть ружья с крюком. Этот "крюк" был ничем иным, как подставкой, зафиксированной под стволом, которая служила для смягчения мощного отката орудия. С помощью них стреляли со стен, или через бойницы.


 



Более легкие версии аркебуз - мушкеты, стали самым важным и эффективным оружием пехоты. Мушкетные пули пробивали стальные кирасы на расстоянии до 200 метров.

На сегодняший день, наибольшую угрозу для коллекции Арсенала представляет ржавчина, вызванная высоким уровнем влажности - экспонаты-то железные. Хотя для всяких кожаных ремешков и попон как раз опасен сухой климат. Тут важно соблюсти баланс, чтобы не испортить ни то, ни другое. Поэтому в штате музея постоянно трудится команда из трех реставраторов.


 



Понравилось ли нам? Ну конечно! Мужская часть компании, понятное дело, будет пребывать в оружейном экстазе. А девочки... Ну, может после посещения музея, кто-нибудь да обнаружит в себе склонности а-ля Зена - королева воинов :)

Место съемки: Грац, Австрия.

Предыдущие серии:

По лоскуткам Австро-Венгерской империи на автомобиле
Однодневный маршрут по Вене
Австрия: Венский Пратер
Словакия: Девин Град
Венгрия: вкусняшки Будапешта
Венгрия: крепость Шюмег

Tags: austria
Subscribe

  • Фотографии Праги, Чехия

    Очень большой фотоальбом из путешествия по Праге, Чехия. Все иллюстрации к фоторепортажам, показанным ранее: “Крыши Праги, “Знаки Праги”, “Стражи…

  • Знаки Праги. Чехия

    Третий фоторепортаж из пражской серии. На этот раз о знаках и скульптурах Праги, встреченных по пути во время прогулки по городу. Содержание:…

  • Крыши Праги. Чехия

    Небольшой фоторепортаж о крышах Праги. Собор Святого Вита, Злата улочка, Карлов мост, Староместская площадь - все эти места входят в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment